Историческая справка Дальнемагистрального пассажирского самолета ИЛ-96

Пассажирский самолет ИЛ-96 | Лётно — технические характеристики | Модификации

Проектирование Ил-96

С развитием авиации и космонавтики как в Советском Союзе, так и во всём мире наблюдалось постоянное увеличение объёма пассажирских перевозок, в связи с чем возникла необходимость создания мощного и вместительного пассажирского самолёта.
Специалисты ильюшинского ОКБ в начале 70-ых годов взялись за эту непростую работу, причём одновременно велась разработка другого широкофюзеляжного самолёта Ил-86.
На Западе к этому времени парк широкофюзеляжных самолётов постоянно увеличивался, обеспечивая пассажирам всё больший уровень комфорта при перелёте. Это давало возможность перевозить значительное число пассажиров по дальним и ближним маршрутам, а также разгружало аэропорты, ведь число рейсов уменьшалось.
В СССР ситуация была аналогичной, учитывая широкие просторы страны и необходимость перевозить большое число пассажиров по самым разным направлениям. Так возник проект создания широкофюзеляжного самолёта Ил-96, способного летать на большие расстояния.
Изначально проект основывался на конструкции машины Ил-86 и имел название Ил-86Д, т.е., дальний. У этих двух самолётов было аналогичное друг другу строение фюзеляжа, главных бортовых систем управления. Отличие Ил-86Д было только в новых двигателях и площади крыла. Такая унификация позволяла быстро построить и внедрить самолёт в серийное производство, а также упростить дальнейшее обслуживание машин.
Если помните, как раз в середине 70-х годов резко возросла цена на нефть, вызвав нешуточный энергетический кризис. Это отразилось и на авиационной промышленности – подорожал керосин, и пришлось задуматься о таком показателе, как топливная эффективность самолёта, т.е., количество топлива, которое было потрачено на перелёт одного человека на расстояние в 1 километр. Даже скажем больше – этот критерий становится одним из ведущих при проектировании и создании нового самолёта.
Специалисты выяснили, что на топливную эффективность самолёта оказывают влияние следующие 4 фактора: количество пассажиров, степень совершенства аэродинамической схемы, уровень весового показателя самолёта, технические показатели двигателей.
В связи с этим, для уменьшения расхода топлива было принято решение применить новые конструкторские идеи при создании Ил-96, которые бы улучшали аэродинамические и весовые показатели самолёта.

Наконец, в конце 70ых годов был создан проект нового широкофюзеляжного самолёта Ил-96 с Т-образным оперением, способного совершать дальние перелёты. В конструкции важнейшим нововведением стало новое удлинённое крыло и профили, которые уменьшали стреловидность крыла вплоть до 30°, сохранив крейсерскую скорость, равную М=0,8.
Но требования к уровню технического оснащения самолётов стремительно меняются. Постоянно совершенствуются: аэродинамические схемы, проекты двигателей, всех систем и узлов бортового оборудования… Конструкторы проектируют не только с учётом современных требований к самолёту, но и заглядывают в будущее, делая машины всё более совершенными и комфортными. При создании самолёта были использованы многие технические новшества, например, новые, более устойчивые сплавы, улучшенные крепёжные механизмы и многое другое.
Такая ситуация в авиационной промышленности определила необходимость создания совершенно нового в техническом плане самолёта Ил-96-300, базовой комплектации Ил-96. Предполагалось, во-первых, усовершенствовать аэродинамику, во-вторых, насколько возможно, снизить массу самолёта, в-третьих, максимально упростить его техническое обслуживание во время эксплуатации.
Двигатель ПС-90 сыграл большую роль в истории отечественной авиации. Его создатель — П.А. Соловьев. Этим двигателем нового поколения были оснащены сразу два самолёта: Ил-96-300 и Ту-204, в основном из-за малого удельного расхода топлива (0,58 кг/(кгс’ч).

Читайте также  Лётно-технические характеристики самолёта Ту-334