Дальнемагистральный пассажирский самолет ИЛ-96

Историческая справка | Лётно — технические характеристики | Модификации

Конструкция Ил-96-300
Требования Министерства гражданской авиации СССР определили главные технические параметры Ил-96-300. Согласно им, самолёт должен служить для перевозки пассажиров, багажа, различных грузов и почты на воздушных магистральных линиях длиной 4-11 тысяч километров.

Главные параметры Ил-96-300:

— коммерческая нагрузка — до 40 тонн;
— дальность — 9 и 11 тысяч км;
— крейсерская скорость — 850-900 км/ч;
— максимальная взлётная масса — 216 т;
— высота — 9-12 тысяч км;
— фюзеляж — диаметр — 6,08 м,
— длина – 55 м.

Длина взлётно-посадочной полосы должна составлять не менее 3, 2 тысячи метров.
После утверждения этих требований было решено строить самолёт, имеющий схему моноплана, свободнонесущего, с двигателями ПС-90АН, расположенными на пилонах, с крылом площадью 350 м³, низкорасположенным, и традиционным хвостовым оперением.
Для экономии топлива были выбраны такие гондолы двигателей, которые обладают не ступенчатыми, а плавными внешними обводами. Экономия топлива при таком строении гондол при длительных перелётах весьма значительна. Внешне Ил-96-300 похож на Ил-86, но это только внешнее подобие. Его конструкция, бортовые системы, другие параметры создавались с учётом современных научно-технические достижений.
Фюзеляж Ил-96-300 аналогичен фюзеляжам серии «Ил», т.е. величина сечений зависит от количества пассажиров, которое самолёт может вместить. При создании Ил-96 конструкторы стремились к увеличению надёжности и комфортности для лётчиков и пассажиров.
Крыло сконструировано так, чтобы обеспечивать высочайший уровень надёжности при эксплуатации: использование современных материалов, широких и длинномерных полуфабрикатов, сотовых конструкций. Так, из последних построены хвостовая и носовая части, элероны, воздушные тормоза, часть закрылков, интерцепторы.
Шасси состоит из четырёх опор: 3-х основных и одной передней. Основные опоры содержат 12 колёс, передняя – 2, всего получается 14. Все они обладают одинаковыми размерами (1300х480 мм) и давление — 11,5 кг/см2.
Система управления от предшествующих самолётов отличается тем, что передача сигнала от управляющего поста к механизмам исполнения происходит электродистанционным способом, причём используются два принципа действия: «по усилиям» и «по положению». Первое осуществляется так: на рычагах управления есть датчики, сигналы с них идут по проводам на рулевые машины, перемещение которых соответствует величине прилагаемых усилий. Во втором случае качество сигнала зависит от угла отклонения рулевых механизмов.
Кабина пилотов рассчитана на трёх человек (командира самолёта, второго пилота, бортинженера) и оснащена высокоавтоматизированными системами и приборами. Все необходимые в полёте данные лётчики могут легко увидеть, не отвлекаясь от пилотирования, т.к. все дисплеи и индикаторы объединены в единую систему, контролирующую процесс полёта и показатели всех счётчиков и приборов. Процесс управления полётом полностью автоматизирован, лишь в исключительных случаях (например, отказ двигателя, отказ системы пожаротушения) требуются «ручные» действия экипажа.

Читайте также  Многоцелевой биплан ПО-2 / У-2 в чертежах

Эта единая система контроля основывается на подсистемах — информационной комплексной сигнализации и экранной индикации.
Экраны комплексной сигнализации расположены посредине приборной доски, правый позволяет контролировать работу двигателей, левый предназначен для передачи сигнальной информации. Эта система имеет особое устройство, позволяющее запоминать и фиксировать отказы и неполадки, имевшие место во время полёта. Кроме того, можно распечатать бланк с этой информацией.
Система экранной индикации – название говорит само за себя. Основу системы составляют 4 цветных индикатора на ЭЛ (электронно-лучевых) трубках. Индикаторы обеспечивают лётчикам информацию, необходимую для навигации и безопасного пилотирования.
Итого – шесть экранных индикаторов, позволяющих пилотам оперативно реагировать на изменения параметров, тем самых повышается комфорт работы экипажа, лётчики меньше устают. Следовательно, лучше выполняют свои обязанности.
Четыре независимые системы образуют гидросистему, осуществляющую важнейшие функции: координацию и контроль над работой элеронов, рулей, тормозных щитков, закрылок, интерцепторов, предкрылок, шасси, дверей грузовых люков и т.д.
Система подачи топлива Ил-96-300 аналогична системе Ил-86, работает автоматически, но поддерживает и ручной режим управления. Топливо находится в 9 кессонных баках крыла. Преимущество топливной системы в том, что она работает автономно для каждого двигателя – в случае отказа одного или более двигателей другие получают топливо без перебоев.
Система вентилирования Ил-96-300 отличается несколькими нововведениями. Во-первых, используется кондиционирование воздуха с рециркуляцией, т.е. для уменьшения расхода топлива в самолёт подаётся не только свежий воздух, но и уже использовавшийся. Воздух идёт от двигателей, в общей сложности в гермокабину самолёта поступает около 10 тонн воздуха, что составляет для каждого пассажира приблизительно 25,7-32 кг/ч воздуха. Во-вторых, установлена централизованная система «Комфорт» для автоматической и более удобной в эксплуатации деятельности.
Высота, на которую рассчитан Ил-96, отличается очень низкими температурами, поэтому противообледенительная система просто необходима. Была выбрана электроимпульсная система с принципом циклического действия. Система установлена не на всех сегментах фюзеляжа, а только на горизонтальном оперении и передней кромке крыла. Другие части не защищены, но, как показали испытания и исследования, это не сказывается отрицательно на технических характеристиках самолёта.

Также от обледенения защищены воздухозаборники двигателей с помощью горячего воздуха, идущего от компрессора двигателя.

Читайте также  История создания многоцелевого истребителя МиГ-35/МиГ-29М2

Помимо уже перечисленных преимуществ нового Ил-96 в сравнении с другими моделями, немалую роль играет снижение шумового порога, дымления от двигателей, т.е. всего того, что называется экологической чистотой самолёта. Уровень шума даже ниже допустимых норм.

Были созданы модификации, отличающиеся типом компоновки салона: варианты на 235 мест, на 262 места, среди которых и места первого класса, и места повышенной комфортности, а также места туристского класса. Но основным стал самолёт с компоновкой на 300 мест. Кстати, вариант на 235 мест оснащён двумя передними салонами: первого класса, рассчитанного на 22 места повышенной комфортности и 40 мест «бизнес — класса», остальные – места туристского класса.

Для пассажиров предусмотрены всевозможные удобства: современная отделка интерьера, мягкое освещение, разнообразное оборудование для организации качественного питания и приятного отдыха при перелёте, окна со светофильтрами, 8 туалетов, гардеробы. Кресла оснащены столиком, вентилятором, наушниками, отклоняющейся спинкой.

Совершенствование аэродинамики Ил-96-300
Строение крыла – крыло отличается большим удлинением, вертикальными законцовками, суперкритическими профилями.
Местная аэродинамика – особое внимание уделено местам соединения фюзеляжа с крылом, крыла с пилонами мотогондол, выбрано строение мотогондол…

Уменьшение щелей – между различными подвижными и неподвижными поверхностями.
Система топливной выработки – предусмотрена задержка топлива в баках консоли.

Снижение массы Ил-96-300
Чем меньше вес самолёта, тем легче его эксплуатировать и обслуживать. Существует такой показатель, как весовая эффективность, он определяется многими факторами: массой планёра, бортового оборудования, различных функциональных систем…
Оборудование на борту и функциональные системы являются не только важнейшими внутренними структурами, но и вносят свой огромный вклад в надёжность машины. Также они влияют на массу самолёта. Достижение высокого уровня автоматизации и технического совершенства позволило существенно снизить массу Ил-96-300.

Читайте также  Лётно - технические характеристики Многоцелевого вертолёта Ми-38

Эксплуатация Ил-96-300
Все технические усовершенствования направлены, в первую очередь, на улучшение условий эксплуатации самолёта. Более совершенные, чем у других моделей самолётов, системы контроля и управления собирают и систематизируют показатели оборудования и функциональных систем, а также сообщает о неисправностях, что упрощает эксплуатацию машины. Так называемая стояночная высота – небольшая, что позволяет обслуживать самолёт без использования высоких стремянок.
Наконец, в 1988 году, 28 сентября, с аэродрома в центре Москвы, опытный самолёт Ил-96-300 совершил свой первый полёт, экипажем руководил С.Г. Близнюк. После длительной программы испытаний — лётных и сертификационных – в Воронеже началось серийное производство самолётов.

Top.Mail.Ru