Ми-8АМТШ — транспортно-штурмовой вертолет, Терминатор
Лётно-технические характеристики Ми-8АМТШ — транспортно-штурмовой вертолет
На авиавыставке Фарнборо’97-99 был впервые продемонстрирован вертолет Улан-Удинского завода – Ми-8АМТШ, названный в последствии «Терминатор». Машина представляла собой модификацию военно-транспортного вертолета Ми-8. Она была оборудована бронезащитой для всех членов экипажа. Особенностью, выделяющей АМШТ среди других вертолетов семейства, стало добавление в состав вооружения противотанковой управляемой ракеты (ПТУР) «Атака» или «Штурм», УР воздух-воздух «Игла».
В таких странах как Китай, где на вооружении имеются транспортные Ми-8, но нет специально оборудованных боевых вертолетов, Ми-8АМТШ может иметь популярность. Ведь переоборудование Ми-8 в Ми-8АМТШ экономически более выгодно, чем доведение его до современного уровня Ми-24. Не исключена возможность конкурирования двух машин, ведь у Ми-8 область применения несколько шире, чем у «крокодилов».
Ми-8АТ Многоцелевой вертолет
Лётно-технические характеристики Ми-8АТ Многоцелевой вертолет
Через некоторое время после выхода на уровень серийного производства Ми-8 стали оснащаться усовершенствованными двигателями ТВ2-117А. С 1973г. машины, предназначенные для отправки в страны с жарким климатом, оборудовались двигателями, способными работать в условиях повышенной температуры воздуха. В конце 1970-х гг. разработан двигатель ТВ2-117Ф, мощность которого доходила до 1700 л.с. В 1980г. в Японии успешно прошел сертификацию вертолет Ми-8ПА, оснащенный данными двигателями. В 1980-е гг. началось оснащение серийных Ми-8 новым более долговечным двигателем ТВ2-117АГ. Модернизированный вертолет назвали Ми-8АТ. Он по-прежнему служит основой для создания различных (по большей части гражданских) вариаций. Наибольшую популярность Ми-8АТ, оснащенный доступными по стоимости двигателями ТВ2-117АГ, приобрел в районах с равнинным ландшафтом и умеренно теплым климатом.
Ми-8МТ Многоцелевой вертолет
Лётно-технические характеристики Ми-8МТ Многоцелевой вертолет
Самым заметным явлением в истории модернизации Ми-8 стало оснащение вертолетов новым более мощным двигателем ТВ3-117МТ. Начиная с 1964г., проводились разработки проекта Ми-8М с повышенным уровнем мощности двигателей и увеличенной грузоподъемностью. Параллельно проектировался скоростной винтокрылый Ми-8С, силовой установкой которого должен был стать маршевый реактивный двигатель, но в последствии деятельность в этом направлении была прекращена. С другой стороны, необходимость создания 40-местного Ми-8М приобретала все большую остроту. Вместимость вертолета конструкторы рассчитывали увеличить, добавив в конструкцию фюзеляжа дополнительные секции.
Известно, что по высотным характеристикам многоцелевой Ми-8 отставал не только от аналогичных моделей, созданных за рубежом, но и от отечественного Ми-4. Поэтому на новые двигатели возлагались большие надежды. В ноябре 1967г. вышло постановление правительства о начале работ по модернизации вертолета. В конце того же года был создан предварительный макет.
По проекту новая машина должна была стать обладателем двух двигателей ТВ3-117 (мощность каждого — 1900 л.с.). ТВ3-117 создали в ОКБ С.П.Изотова в середине 1960-х гг. Он предназначался для установки на противолодочную амфибию Ми-14. Модифицированной версией того же двигателя должны были оснастить боевой Ми-24. Исходя из этого, родилась идея об унификации динамических систем (силовой установки, трансмиссии, винтов) на всех трех вертолетах.
После утверждения в 1971г. эскизного проекта Ми-8М, было решено разделить модернизацию на два этапа. Разработки модели с увеличенным фюзеляжем были на время отложены. На первом этапе был создан вариант вертолета, содержащего минимальные изменения конструкции. На смену ТВ2-117 и устаревшей трансмиссии должны были прийти двигатели ТВ3-117МТ, главный редуктор ВР-14, а также усиленная трансмиссия. В комплектацию вертолета также планировалось включить вспомогательную установку АИ-9 и рулевой винт обратного вращения. Смена направления вращения, когда нижняя лопасть движется навстречу потоку воздуха, возмущаемого несущим винтом, и увеличение хорды лопастей позволяли значительно улучшить путевое управление.
Загруженность фирмы проведением испытаний и доработкой других вертолетов существенно тормозила работы по созданию нового. Влияние оказывало также нежелание руководства МАПа вносить изменения в отлаженный процесс производства Ми-8. С другой стороны, в начале 1970-х гг. приступили к массовому списанию Ми-4, а Ми-8, оснащенные двигателями ТВ2-117, не смогли послужить им заменой в высокогорных местностях и районах с жарким климатом. Работы возобновились с новой силой и 17 августа 1975г. модернизированный вертолет впервые поднялся в воздух.
Во время летных испытаний отмечалось существенное повышение летно-технических параметров, а в частности потолка и скороподъемности. К боковым фермам вертолета крепились балочные держатели, не два, как было ранее, а три. Новая машина была принята на вооружение и получила обозначение Ми-8МТ. Начиная с 1977г., Казанский вертолетный завод запускает серийное производство нового вертолета. С 1978г. Ми-8МТ укомплектовывается двигателями ТВ3-117МТ третьей серии.
Поначалу выпуск вертолетов этой модификации был не слишком высок, но начало военных действий в Афганистане существенно повлияло на ситуацию. Уже к середине 1980-х гг. сборка Ми-8МТ и его вариаций стала ведущей линией производства завода. Всего на Казанском заводе было изготовлено свыше трех тысяч вертолетов, оборудованных двигателями ТВ3-117МТ или ТВ3-117ВМ.
Первым международным показом для Ми-8МТ стало участие в авиавыставке, проходившей в Париже в 1981г. В рекламно-коммерческих целях ему присвоили обозначение Ми-17. Пассажирская версия, повторяющая внутреннюю отделку вертолета Ми-8П, была названа Ми-17П. Исходная версия Ми-8МТ послужила базой для создания большого числа модификаций.
В 1977г. отделение МВЗ им М.Л.Миля в Казани принимается за осуществление второго этапа модернизации Ми-8 с ТВ3-117. В конструкцию фюзеляжа пары серийных Ми-8МТ добавляются две полуметровые секции. Благодаря изменениям, в грузовой кабине могли разместиться 29 десантников, 36 пассажиров и 18 раненых на носилках. Бортовое оборудование тоже подверглось усовершенствованию. Новая машина была названа Ми-18.
Ми-8МТВ Многоцелевой вертолет
Лётно-технические характеристики Ми-8МТВ Многоцелевой вертолет
Последующее развитие Ми-8 являет собой не менее примечательную картину. В 1985г. проходят испытания первые образцы высотного двигателя ТВ3-117ВМ. Оснащение «восьмерок» этим двигателем положило начало созданию очередной базовой модели Ми-8МТВ. Модернизированный вертолет мог совершать взлеты и посадки на высоте до 4000км., летать на высоте до 6000км. Кроме этого отмечалось улучшение скороподъемности, дальности и других характеристик. Следует отметить отличное современное оснащение вертолета: оборудование, в состав которого входила метеорадиолокационная станция и радиостанция дальней навигации, бронированную защиту, баки, заполненные пенополиуретаном, пулеметы ПКТ в носовой и кормовой части вертолета, подвесные балочные держатели в количестве шести штук и установки со шкворневым типом крепления для оружия десантников.
Усвоив уроки афганского конфликта, конструкторы оборудовали важнейшие части и агрегаты вертолета улучшенной защитой, предусмотрели возможность аварийного приводнения. Начиная с 1988г., в Казани было начато серийное производство Ми-8МТВ. Возможности эксплуатации вертолета весьма разнообразны. Он мог использоваться как транспортный, десантный, санитарный вариант, а также как вертолет огневой поддержки или установщик мин.
В 1991г. на Улан-Удинском заводе было запущено серийное производство модели вертолета под названием Ми-8АМТ (экспортный вариант – Ми-171). От стандартной Ми-8МТВ данная версия отличалась незначительными изменениями в оборудовании. Вертолет Ми-171 прошел сертификацию в России (1997г.), а позднее в Китае (1999г.) по нормам Far-29.
После успешных работ по созданию Ми-8МТВ в 1990-е гг. Казанский завод создал еще две базовые модели. Новые вертолеты отличались рядом существенных преимуществ: в кабине увеличилось число мест для десантников, теперь вертолет мог перевозить до 30 человек, была улучшена броня, добавлена система беспарашютного десантирования, установлена бортовая стрела большой грузоподъемности и т.д.
В 1991г. на основе одной из этих моделей был создан экспортный вариант Ми-172, сертифицированный в 1994г. в индийском авиарегистре соответственно нормам Far-29. Все изменения и улучшения, использованные в данных модификациях, нашли применение в демонстрационной версии Ми-17М (1992г.). Помимо этого, она была оснащена международной навигационной системой и усовершенствованной радиолокационной станцией. Боковые двери были расширены, а грузовой люк, расположенный в задней части фюзеляжа, переоборудован по образцу Ми-26 (уменьшенные створки и опускающийся трап-аппарель). Добавлена внешняя подвеска грузоподъемностью 5т. Данная демонстрационная версия взята за основу при создании Ми-17МД, который обрел значительную популярность на мировом авиационном рынке.
Вертолеты Ми-8 по сей день остаются актуальной военной техникой и принимают участие во многих операциях на территориях горячих точек России и ближнего зарубежья. Конфликты в Абхазии, Нагорном Карабахе, Таджикистане – везде «восьмеркам» нашлось применение. Стоит отметить также уникальные особенности вертолетов Ми-8МТВ. При работе в высокогорных регионах им нет равных. Вертолеты этой модели широко применялись при проведении антитеррористических операций на территории Чечни.
Ми-8МТКО Многоцелевой круглосуточный вертолет
Лётно-технические характеристики Ми-8МТКО Многоцелевой круглосуточный вертолет
Модифицированная модель вертолета Ми-8МТКО приобрела ряд особенностей, дающих ему дополнительные возможности.
Новые возможности вертолета:
• круглосуточное (как днем, так и ночью) ведение боевых действий с использованием всего вооружения вертолета;
• улучшение точности попадания неуправляемого оружия при помощи лазерного дальномера;
• круглосуточное осуществление разведывательных и поисково-спасательных операций с возможностью точного определения координат цели и автоматической передачи полученных данных на наземный командный пункт;
• высочайшая точность навигации;
• круглосуточное нацеливание и корректирование артиллерийского огня;
• выполнение ночных полетов на высоте 50м., используя очки ночного видения;
• в условиях ночных полетов самостоятельное выполнение поиска и посадки на площадки, не обеспеченные специальным освещением и обозначениями (без применения посадочных фар);
• полуавтоматический или автоматический полет по заданному маршруту.
Оснащение кабины:
Для членов экипажа разработано специальное информационное оборудование на основе многофункциональных индикаторов ИВ-86-1. Большой экран и удобное расположение кнопок улучшают информативность и повышают безопасность полетов вблизи земли в любое время суток.
Освещение кабины и индикаторы адаптированы к использованию очков ночного видения III поколения. Специализированное освещение не создает дискомфорта при работе без очков, оно удобно как днем, так и ночью. Обновленная система расположения приборных досок в кабине экипажа позволяет улучшить обзор пространства за пределами кабины.
Комплектация вертолета:
Гиростабилизированная двухканальная (тепловизор и лазерный дальномер) или трехканальная (тепловизор, лазерный дальномер и низкоуровневая телевизионная камера III поколения) оптико-электронная система ГОЭС-321 (ГОЭС-331)
ГОЭС позволяет:
• вести круглосуточный обзор и нацеливание, получая тепловизионное и телевизионное (от низкоуровневой камеры) изображение на индикаторы;
• управлять линией визирования в широких пределах (230 градусов по азимуту и от +60 до -150 градусов по углу места);
• выполнять гидростабилизацию линии визирования с точностью до 20 угловых минут;
• устанавливать координаты цели и проводить автоматическое слежение, используя автомат телесопровождения;
• определять расстояние до цели, используя лазерный дальномер, с точностью до 5м. и на дальность до 5км.;
Комплекс навигации и электронной индексации (КНЭИ-8)
КНЭИ служит для исполнения ряда задач:
• вывод информации, поступающей от ГОЭС, на индикаторы;
• расчет, вывод на индикаторы и запись в энергозависимую память координат обнаруженной цели (данные автоматически отправляются в наземный командный пункт);
• автоматический расчет и отображение корректировок для использования всего штатного вооружения вертолета;
• расчет и отображение возможной дальности применения оружия;
• ведение вертолета до цели с ранее определенными координатами и автоматическое нацеливание на нее линии визирования ГОЭС;
• расчет текущих координат места вертолета (ТКМВ);
• коррекция ТКМВ с учетом информации, полученной от систем спутниковой навигации GLONASS, NAVSTAR;
• расчет и отображение надлежащих параметров полета до заданной точки за указанное время;
• расчет и отображение надлежащих параметров полета по заданному маршруту;
• расчет и передача сигналов управления системе автопилотирования для проведения автоматического полета по маршруту;
• сохранение в энергозависимой памяти навигационной базы данных;
• своевременное обновление навигационной базы на земле и в полете;
• отображение аварийных, предупреждающих и уведомляющих сигналов;
• вычисление и вывод на индикаторы информации о достижении контрольных параметров полета, пределов эксплуатационных возможностей;
• вычисление инженерно-штурманского плана полета;
• запись изображения с индикатора на видеомагнитофон.
Пилотажные очки ночного видения III поколения
При помощи очков ночного видения совершается обзор местности, управление вертолетом, а также взлет и посадка на необорудованных площадках в ночное время. Используемый в конструкции очков высокочувствительный фотокатод ГЕО ОНВ-1 позволяет достичь хорошего качества изображения в условиях ограниченного освещения. Для работы в условиях звездного неба предусмотрены электронно-оптические преобразователи III поколения (ЭОП).
Очки удобно крепятся на шлеме и не вызывают трудностей при эксплуатации. Имеют автономный источник электропитания и бортовую сеть.
Ми-8П Пассажирский вертолет
Лётно-технические характеристики Ми-8П Пассажирский вертолет
Первые работы по созданию вертолета В-8 (Ми-8) начались в мае 1960г. Новый вертолет с газотурбинными двигателями был предназначен для замены устаревших поршневых Ми-4. Разработки шли в двух направлениях: пассажирский вариант Ми-8П и транспортный – Ми-8Т. В конструкции вертолета было воплощено несколько оригинальных технических идей, среди которых крупногабаритные дюралюминиевые штамповки, клеесварные соединения, автоматическая система регулирования работы двигателей. Благодаря этим нововведениям, удалось достичь улучшения летных характеристик и увеличения грузоподъемности вдвое, по сравнению с Ми-4. 24 июня 1961г. летчик-испытатель Б.В.Земсков поднял в воздух первый опытный В-8, оснащенный одним двигателем АИ-24В и четырех лопастным винтом от Ми-4. 2 августа 1962г. состоялся взлет прототипа В-8А с двумя двигателями ТВ2-117 и пяти лопастным винтом, а 17 сентября вертолет отправился в свой первый свободный полет.
В мае 1964г. завершились работы по созданию нового пассажирского В-8АП. Салон вертолета был выполнен в правительственном варианте. Машина мало чем отличалась от В-8АТ и была использована для проведения испытаний усовершенствованного автопилота АП-345 и синхронизатора оборотов несущего винта. В-8АП успешно прошел программу государственных испытаний и весной 1965г. был переоборудован в более комфортабельный вариант. Салон вертолета вмещал 28 пассажиров. В июне 1965г. В-8АП был впервые продемонстрирован на авиасалоне в Париже, где заслужил лестные отзывы зарубежных специалистов. Среди неоспоримых достоинств вертолета были названы отличные летно-технические параметры и комфортабельность. В-8АП занял достойное место среди вертолетов среднего класса. Промышленная выставка в Копенгагене только укрепила заслуженную ранее репутацию. В последствии вертолеты Ми-8 многократно принимали участие в крупных международных авиасалонах и выставках, демонстрируя достижения отечественной авиационной промышленности.
В марте 1965г. казанский авиазавод №387 запустил в серийное производство Ми-8. К концу года были собраны первые серийные образцы. К 1969г. Ми-4 был полностью снят с производства, его место занял Ми-8. В 1970г. к сборке вертолетов подключается завод в Улан-Уде.
В сравнении с Ми-8Т, пассажирский вертолет имеет ряд особенностей. У Ми-8П форма иллюминаторов прямоугольная и на хвостовой балке отсутствует антенна доплеровского измерителя путевой скорости и угла сноса ДИВ-1. В базовом варианте салона Ми-8П установлено 28 мягких пассажирских кресел. В 1968г. пассажирский салон подвергся легким изменениям. Задний отсек фюзеляжа был переделан под багажное отделение. Пассажирская кабина удлинена. Задние створки уменьшены и в них размещена задняя входная дверь с трапом. Ми-8П мог быть использован в качестве санитарного вертолета или для перевозки грузов (малогабаритных внутри, а крупногабаритных снаружи на внешней подвеске). Спустя несколько лет, на основе Ми-8П и его модификаций были разработаны пассажирские кабины на 20, 24 и 26 пассажирских мест.
В период с 1962 по 1991гг. совместно на двух заводах было собрано порядка 5200 вертолетов Ми-8. Примерно 2800 из них были поставлены на экспорт в 40 стран мира. Половина выпущенных машин используется по сей день. В 1964-1967гг. на Ми-8 поставлено 7 международных рекордов (преимущественно женскими экипажами).
Ми-8ПП Вертолет — постановщик помех
Лётно-технические характеристики Ми-8ПП Вертолет — постановщик помех
В 1971г. разработана первая модифицированная модель вертолета радиоэлектронной борьбы – Ми-8СМВ. Предназначалась она для обороны фронтовой авиации от поражения зенитно-ракетными комплексами неприятеля. В грузовой кабине вертолета размещался специализированный комплекс радиоэлектронной борьбы «Смальта-В» с пультом управления. Ми-8СМВ подвергался многочисленным доработкам для достижения максимальной эффективности комплекса.
Ми-8ПП появился в 1974г. Он был оборудован комплексом «Поле» и предназначался для постановки помех наземным РЛС обнаружения, наведения и целеуказания. Оснащение вертолета станциями подавления позволяло использовать его для проведения радиоразведки. Визуально эта модель отличается от других наличием контейнеров и крестообразных дипольных антенн по бокам фюзеляжа. В 1980 и 1982гг. вертолет пережил ряд доработок, в результате чего возникла новая модификация Ми-8ППА.
Ми-8Т Многоцелевой транспортный вертолет
Лётно-технические характеристики Ми-8Т Многоцелевой транспортный вертолет
Летом 1963г. на заводе №329 завершилась сборка нового вертолета. Согласно постановлению правительства данная модель создавалась в десантно-транспортном варианте. Машине было присвоено обозначение В-8АТ. Вдоль бортов грузовой кабины располагалось 20 откидных сидений для десантников. В особых случаях предусматривалось размещение еще четырех человек. Грузовой отсек мог вместить различные виды боевой и инженерной техники. Предусматривалась установка комплекта вооружения, используемого на Ми-4АВ. В сравнении с В-8А новый вертолет немного изменился внешне — боковая дверь кабины экипажа и боковая дверь грузовой кабины стали сдвижными.
В ноябре 1964г. были получены рекомендации комиссии по совместным испытаниям о принятии десантно-транспортного вертолета на вооружение. С началом серийного производства на заводе №387 машине присвоили обозначение Ми-8Т.
В 1968г. прошел испытания вооруженный Ми-8ТВ. По бокам фюзеляжа этой модели вертолета располагались ферменные консоли с двумя балочными держателями на каждой стороне для размещения блоков УБ-16-57 неуправляемых ракет КАРС-57 (С-5) или бомб калибра от 50 до 500кг. От установки в носовой части пулеметной установкой пришлось отказаться в пользу увеличения бомбовой нагрузки.
В 1968г., пройдя огневые испытания, десантно-транспортный Ми-8Т официально поступил на вооружение Советских ВВС.
Ми-8ТГ Многоцелевой вертолет
Лётно-технические характеристики Ми-8ТГ Многоцелевой вертолет
В 1987г. на базе двигателей НПО им.В.Я.Климова ТВ2-117ТГ был создан опытный образец Ми-8ТГ. Вертолет, разработанный специалистами ОКБ М.Л.Миля, стал первым в мире способным работать на жидком метане. Для того чтобы повысить надежность силовых установок, проводились работы по созданию пылезащитных устройств различной конструкции.