Многоцелевой истребитель Су-37 Терминатор | Лётно-технические характеристики
Работы по созданию многоцелевого истребителя Су-37 начались в конце 80-х годов прошлого столетия на базе истребителя Су-35 в связи с необходимостью повышения лётных характеристик истребителей Су-35 данного типа. Однако сделать это было возможно только в случае установки на самолёт нового типа двигателя, изменяющего силу тяги в режиме полёта. Работы по установке таких двигателей велись в то время в конструкторском бюро Люльки, которое уже в 1989 году провело испытания самолёта с двигателем, изменяющим положение сопла в полёте. Тем не менее, работы над новым самолётом были переданы в конструкторское бюро Сухого, а сам будущий истребитель получил наименование Су-37.
Планер опытного образца начали строить на заводе в Комсомольске-на-Амуре, где до этого уже было изготовлено несколько десятков самолётов серии Су-27 нового образца, однако затем проект передали на московский завод конструкторского бюро Сухого, где он и был окончательно доделан. В 1995 году работы по созданию опытного экземпляра Су-37 были практически завершены, на истребителе установили новые модернизированные двигатели АЛ-31ФП, однако уже первый полёт показал, что двигатели не выдают максимальную тягу. Тем не менее, работы над проектом были продолжены. Конструкторам удалось добиться повышения тяги, после небольшой доработки двигателя. Кроме того, было усовершенствовано управление поворотом сопел, которое теперь осуществлялось лётчиком прямо с ручки управления самолётом.
В отличие от предшественников, на Су-37 установили новую систему бортового оборудования, в состав которой вошли станция радиотехнической разведки нового поколения, станция инфракрасной разведки, приёмник системы предупреждения о радиолокационном облучении противником и активные системы подавления, работающие в оптическом и радиолокационном диапазонах, а также средства постановки пассивных радиолокационных и инфракрасных помех. Это потребовало увеличения мощности электропитания. С этой целью на Су-37 установили электрогенераторы повышенной мощности.
В результате всех доработок у Су-37 появились дополнительные манёвренные возможности. В частности, возможность моментально изменять угол наклона и удерживать его до пуска ракеты, возможность крутиться вокруг своей оси, возможность переворота с потерей высоты до четырёхсот метров. Все эти возможности делали самолёт лидером в своём сегменте на тот момент. К тому же, благодаря таким возможностям, он получил дополнительное наименование «Терминатор».
Су-37 предстал перед широкой публикой в 1997 году на авиасалоне в Ле-Бурже, где, не без некоторых шероховатостей, продемонстрировал свои возможности. Следом самолёт был продемонстрирован на авиасалоне в столице ОАЭ – Дубае. После этого над самолётом и двигателями конструкторами была проделана дополнительная работа, в результате которой истребитель значительно улучшил свои аэродинамические и манёвренные качества.
В настоящий момент Су-37 является одним из лучших многоцелевых истребителей, состоящих на вооружении Российской Армии.