Лётно-технические характеристики Ту-334
Первый испытательный полёт Ту-334, длившийся 31 минуту, состоялся в 12.50 по мск. в феврале 1999 года. Эта машина стала совершенно новым типом гражданского самолёта, служащего для перевозки пассажиров, он был создан в ОКБ им. Туполева с участием украинских и российских предприятий.
Это был настоящий прорыв. Лишь в далёком 90м году начал летать последний из отечественных пассажирских самолётов — Ил-114 — и вот спустя 9 долгих лет появился самолёт, призванный заменить Ту-134.
В первом полёте машину пилотировали лётчики — туполевцы: командир корабля А. Солдатенков, второй пилот С. Борисов, Е. Кудрявцев, Е. Кузьмин, А. Филиппский. Испытание прошло успешно, лётчики высоко оценили технические способности самолёта.
Создание проекта Ту-334 было начато ещё в 1986 году. Конструкторы в работе над проектом пошли по пути унификации агрегатов, систем и узлов Ту-334 с системами Ту-204, только Ту-334 предполагался меньших размера и массы. Степень унификации двух самолётов достигает 60 %. Такой подход был далеко не нов: к началу 60-х г. был создан реактивный ближнемагистральный лайнер Ту-124, преемственный по ряду параметров Ту-104.
За 1999 год Ту-334 выполнил сорок три заводских испытательных полёта и девятнадцать тренировочных и демонстрационных, в том числе на авиасалонах МАКС-99, Дубаи-2000, в Тегеране. В ходе полётов самолёт показал прекрасные технические и маневренные характеристики: достигнутые скорости соответствовали М=0,76, максимальная высота полёта — 10500 метров.
Следующие изделия опытной партии создаются силами российских и украинских конструкторов:
Ту-334 «003» — Украина, КиГАЗ «АВИАНТ», совместно с РСК «МиГ», для лётных испытаний, которые прошли в конце 2000 года;
Ту-334 «004» — Украина, КиГАЗ «АВИАНТ», для ресурсных испытаний;
Ту-334 «005» — РСК «МиГ», самолёт предназначен для сертификационных лётных испытаний, намеченных на 2001 год.
Лётные испытания предшествовали развёртыванию серийного производства Ту-334. Самолёт предлагалось запустить в производство на заводах – РСК «МиГ» (Москва), «АВИАНТ» (Киев), «АВИАСТАР» (Ульяновск) и в Таганроге.
Определено, что РСК «МиГ» станет головным производством, «АВИАНТ» (Киев) и СП «АВИАСТАР» (Ульяновск) будет ответственно за производство агрегатов, а в будущем эти компании приступят к выпуску одной из модификаций Ту-334.
Конструкция Ту-334
В хвостовой части были установлены два ТРДД Д-436Т-1 Запорожского моторостроительного КБ. Длина самолёта составляет 31,26 м, высота — 9,38 м, длина крыла — 29,77 м. По диаметру фюзеляж соответствует Ту-204, но короче. Был оборудован вместительный грузоотсек. Ту-334 имеет следующие весовые характеристики: запас топлива — 10,1 т, дальность при максимальной коммерческой нагрузке – 2040 км, дальность при загрузке 102 пассажирами – 3150 км, крейсерская скорость – 820 км/ч.
В первой половине 90-х г. в процессе проектирования были созданы два варианта Ту-334: один с ТРДД Д-436Т, другой с винтовентиляторными двигателями с многолопастными винтами.
Первый вариант (с двигателями Д-436Т) разрабатывался в трёх компоновках:
— туристский вариант — 102 пассажирских места;
— смешанный — 92 пассажирских места, из них 8 мест для первого класса;
— смешанный — 86 пассажирских мест, из них также 8 мест для первого класса.
Второй вариант (с ТВВД) осуществлялся в пяти компоновках:
— туристский вариант — 126 пассажирских места, 810 мм шаг кресел;
— экономический — 137 пассажирских места, 750 мм шаг кресел;
— смешанный — 116 пассажирских места, из них 8 мест для первого класса;
— смешанный — 104 пассажирских места, из них 8 мест для первого класса, 12 мест с шагом кресел 960 мм;
— смешанный — 86 пассажирских мест, из них 8 мест для первого класса, с шагом кресел 960 мм — 12 мест.
По аэродинамическим показателям схема Ту-334 представляет собой двухмоторный турбовентиляторный низкоплан с двигателями, размещёнными на пилонах в задней части фюзеляжа, с однокилевым оперением и стреловидным крылом умеренной стреловидности. Шасси — с носовой стойкой, трёхопорное. При проектировании была использована электродистанционная тормозная система с возможностью автоматического переключения на особые режимы остановки в случае прерванного взлёта самолёта.
Ту-334 оснащён цифровым комплексом авионики и электродистанционной системой управления. Кабина пилотов аналогична кабине Ту-204, рассчитана на экипаж из 2-3 человек и обеспечивает отличные условия работы лётчиков. Бортовая навигационная система обеспечивает авто-навигацию, позволяющую выполнять автоматическую посадку в условиях погодного минимума по категории I1IA ИКАО. Постоянная чёткая связь с центром управления полётами обеспечивается системой внешней связи, принимающей УКВ и KB частоты.
Для Ту-334 было создано крыло практически совершенного строения, ценность его в том, что оно не имеет съёмных панелей. Площадь крыла составляет 83,226 м2, стреловидность – 24 градуса. Кессон-бак, который состоит из центроплана и двух отъёмных консолей с аэродинамическими вертикальными законцовками, составляют основу схемы крыла.
Система кондиционирования воздуха (СКВ) была установлена самая современная. В самолёте предусмотрены два класса салонов, что обусловило появление двух дверей по левому борту – задней и передней. В будущем возможно оборудование самолёта дверьми-трапами. Салон Ту-334 считается одним из самых удобных среди пассажирских самолётов своего класса. Это достигается с помощью эргономичной отделки интерьера, использования шумопоглащающих материалов, большому шагу кресел.
Фюзеляж Ту-334 делится на носовую, среднюю и хвостовую части, его размер меньше, чем у прототипа – Ту-204. Отделы фюзеляжа — это секции с установленным каркасом пола и смонтированными (частично) элементами интерьера.
Ту-334 отличается увеличенным объёмом багажных полок. Багаж можно размещать в переднем и заднем грузовых отсеках (10 и 6,2 м³ соответственно). Для ручной клади есть большие верхние полки.
Создатели Ту-334 не зря вкладывают столько средств и сил в своё детище, авиационный рынок России и других стран испытывает потребность именно в ближнемагистральных современных самолётах. К машине проявляют коммерческий интерес такие страны, как КНР, Германия, Иран и другие.
Программа «Ту-334» предполагает проектирование и создание целого семейства самолётов на базе Ту-334 (100):
• Ту-334(100) — базовая конфигурация (двигатели Д-436Т1, рассчитаны на 102 пассажирских места, дальность полёта 3150 км, площадью крыла 83,2 м²);
• Ту-334(120) — использованы двигатели зарубежного типа BR710-48;
• Ту-334(100Д) — отличается удлинённым фюзеляжем, крылом увеличенной площади и размаха, увеличенной дальностью полёта (более 4000 км), оснащён Д-436Т2 двигателями;
• Ту-334(120Д) — аналогичен Ту-334(100Д), но оборудован двигателями зарубежного типа BR715-56;
• Ту-334(200) — обладает удлиненным фюзеляжем, увеличенной площади крыла, оснащён двигателями Д-436Т2, рассчитан на 126 пассажирских мест и дальность полёта более 4000 км;
• Ту-334(220) — аналогичен Ту-334(200), но с зарубежными типами двигателей BR715-56;
• Ту-334(100С), Ту-334(220С) — варианты грузовых самолётов.
Также в будущем предполагается создание учебно-тренировочного самолёта для учебных подразделений, авиации ВМФ и строевых частей ВВС.
Ту-334 обладает высоким конкурентноспособным потенциалом не только на российском, но и на мировом рынке. Даже первый Ту-334(100) нисколько не уступает по своим характеристикам западным аналогам, а по ряду параметров превосходит их. Важно сохранить эту тенденцию на протяжении создания всех самолётов семейства Ту-334.
Презентация Ту-334
30.05.2000 г. в деловом центре АНТК им. А.Н.Туполева состоялась презентация Ту-334 с двигателем BR715 для заказчика — ОАО «Аэрофлот — Российские международные авиалинии».
В нём приняли участие деятели современной авиации: советник президента Российской Федерации Е. Шапошников, заместитель директора «Росавиакосмоса» Ю. Бардин, генеральный директор ОАО «Аэрофлот — Российские международные авиалинии» В. Окулов, главный конструктор самолёта Ту-334 И. Калыгин и многие другие.
Первым выступил Ю. Бардин. Он отметил, что проектирование самолёта Ту-334 является для России приоритетной на 2000 г. задачей. Во-первых, стоимость Ту-334 (17 миллионов USD) значительно меньше западных образцов. Во-вторых, Ту-334(100) способно принять 65%, а Ту-334(200) – уже почти все аэропорты России (около 90%).
Выступал также представитель Германии М. Блок, он сообщил об эксплуатации и особенностях двигателей BR700-U серии, в частности, то, что выпущено уже более тысячи двигателей серии, он сертифицирован в 1992 году и эксплуатируется сейчас на 106 пассажирских самолётах.
Выступавший главный конструктор самолёта Ту-334 И. Калыгин обратил внимание на следующие моменты:
— техническое задание на новый самолёт было сформулировано ещё более десяти лет назад, но лётные технические характеристики Ту-334 в полной мере соответствуют современным требованиям заказчиков – дальность полёта больше 3500 км при ста пассажирах на борту;
— предусмотрено создание семейства на базе самолётов Ту-334. Разные модификации будут иметь разную грузоподъемность, площадь крыла, длину фюзеляжа;
— из-за низкой стоимости эксплуатационные расходы на самолёт ниже американских и европейских аналогов;
— обновлено пилотажно-навигационное оборудование самолёта. Оно полностью соответствует АП-25 и другим европейским требованиям.
— внимание к пассажирам и комфорту, совершенство СКВ (например, хладопроизводительность СКВ равное 260 ккал/ час м³);
— увеличен объём багажных полок;
— уровни шума в полной мере отвечают нормам ICAO.
Согласно словам И. Калыгина, в настоящее время уже подписано 226 протоколов о намерениях с авиационными компаниями России, Словакии, СНГ.
Конструктор подтвердил сроки сертификации Ту-334 с российскими двигателями (это середина-конец 2002 года), начать полномасштабное использование планируется к четвёртому кварталу 2002 года, решение оргвопросов и работа с документацией должно быть завершено уже в 2001 году.
Завершающее на презентации слово было дано генеральному директору ОАО «Аэрофлот — Российские международные авиалинии» В. Окулову. Он отметил дефицит ближнемагистральных самолётов и поддержал программу серийного выпуска самолёта Ту-334.
Всё это подтверждает своевременность и обоснованность работы над проектом Ту-334 от начала его серийного производства до поставки машин в российские и зарубежные авиакомпании.