Многоцелевой самолёт-амфибия Бе-103

Лётно-технические характеристики

БЕ-103 – САМОЛЁТ-АМФИБИЯ

Одним из перспективных направлений в современном самолётостроении является создание самолётов-амфибий, способных садиться и взлетать даже в условиях отсутствия взлётно-посадочных полос.
Интересным решением в этом направлении стоит признать амфибию «Бе-103», способную решать множество самых различных по типу и по сложности задач. В частности, эта модель предназначена для перевозки небольшого количества пассажиров и груза, оказания медицинских услуг в отдалённых и труднодоступных местах, а также для контроля за ситуацией с лесными пожарами.
Амфибия «Бе-103» была построена в 2001 году конструкторским бюро имени Бериева и получила государственный сертификат нормальной категории.
При создании машины конструкторами ставилась задача добиться максимальной аэродинамики за счёт низкорасположенного крыла с наплывом, что в итоге и было достигнуто. Вообще же, аэродинамические качества данного самолёта превосходят аналогичные мировые разработки более чем в два раза. Кроме того, машина обладает отличными взлётно-посадочными характеристиками, как на твёрдой поверхности, так и на воде. Причём для взлёта или посадки на водную поверхность достаточно, чтобы водоём имел глубину полтора метра и длину чуть более полу-километра. При движении по воде самолёт опирается на три точки – хвостовой редан и центропланы крыла. Это позволяет использовать самолёт и как средство передвижения по воде.
«Бе-103» может пилотироваться одним или двумя лётчиками и перевозить 4 пассажира и почти 400 килограммов груза.
Изначально конструкторы предполагали установить на «Бе-103» два двигателя мощностью 150 лошадиных сил каждый, но в итоге было принято концептуальное решение об установке двух американских моторов «Теледайн Континентал» мощностью по 210 лошадиных сил каждый.
Несмотря на успешную реализацию проекта, не всё было гладко в процессе разработки. Прежде чем «Бе-103» получил отличную оценку, с ним произошло две катастрофы. Первая катастрофа произошла практически через месяц после начала испытаний. Произошло это в августе 1997 года. Тогда конструкторы посчитали, что ответственность за катастрофу полностью лежит на лётчике, однако последовавшая в 1999 году ещё одна катастрофа «Бе-103» заставила их пересмотреть свои взгляды на причины аварий, а вместе со взглядами пришлось пересмотреть и аэродинамику самолёта. Инженерами были изменены концевые предкрылки и установлены брызгозащитные щитки, позволившие надёжно защитить двигатели от попадания влаги.
После доработок амфибии лётчик В. К. Бабич, налетавший к тому времени не один десяток часов на «Бе-103», очень лестно отозвался о возможностях нового самолёта. В частности он отметил, что «Бе-103» легко выходит не только из сложных положений, но и из сваливания.
Через год после сертификации самолёта в России интерес к нему проявили и американцы, пожелавшие сертифицировать амфибию у себя в стране. Тем не менее, разработчики заявляют, что окупаемость данной модели наступит только после производства сотого экземпляра, поэтому основная задача конструкторов и владельцев патента – широкомасштабная реклама данной модели. А сделать это можно только, показав товар лицом. И не только на выставках и авиасалонах, но и в реальной жизни.

Читайте также  Историческая справка Дальнемагистрального пассажирского самолета ИЛ-96