История создания cтратегического бомбардировщика Ту-160

Стратегический бомбардировщик Ту-160 | Лётно — технические хар-ки и вооружение

После создания дозвуковых межконтинентальных бомбардировщиков «Ту-95» и «М-4» в сфере создания самолётов этого типа в Советском Союзе наступило затишье, вызванное интересом высшего руководства к ракетно-космической сфере.
Продолжалось это затишье полтора десятилетия, до 1967 года, когда США начали разрабатывать программу создания передового пилотируемого стратегического бомбардировщика. В ответ советское руководство поставило задачу создать аналогичный бомбардировщик. Результатом стало создание знаменитого «Ту-160».
Какие же требования предъявлялись советским руководством к новому самолёту? Чего должны были добиться конструкторы? Прежде всего, бомбардировщик должен был развивать крейсерскую скорость не менее 3.200 км/ч на высоте 11-13 километров, обеспечивая дальность полёта порядка 16.000 километров. При этом самолёт должен быть оснащён вооружением общим весом более 45 тонн.
Изначально работы над самолётом велись двумя конструкторскими бюро – Сухого и Кузнецова. Конструкторское бюро Туполева в этот период занималось другими разработками и подключилось к работам гораздо позднее.
Передача проекта конструкторскому бюро Туполева была связана с тем, что при работе над сверхзвуковым «Ту-144» работники этого бюро приобрели неоценимый опыт при решении проблем сверхзвуковых полётов. К тому же ими к тому моменту уже были разработаны эффективная теплозащита конструкции планера самолета, его систем и оборудования в условиях длительного кинетического нагрева, а также набор конструкционных теплостойких материалов с высокими физико-механическими характеристиками. Поэтому, поступив таким образом, можно было значительно сократить сроки создания нового бомбардировщика, особенно учитывая, что задача перед конструкторами ставилась не из лёгких.
Первоначальный проект нового бомбардировщика был разработан конструкторским бюро Туполева на основе «Ту-144», однако, как выяснилось в процессе предварительных испытаний, он не соответствовал ряду поставленных требований. Работу пришлось начать заново.
В работе над проектом «Ту-160», разработчики учли свои предыдущие ошибки и недоработки и достаточно быстро нашли новые решения по оптимизации конструктивно-силовой схемы самолета. Результатом работы стало создание в 1977 году самолёта «Ту-160». Внешне он был очень похож на своего американского конкурента – бомбардировщик «В-1», однако по размерам был значительно больше. Окончательные работы по созданию самолёта были завершены в конце 1980 года. Последующие десять месяцев проводилось тестирование наземных систем самолёта, поэтому свой первый полёт бомбардировщик совершил лишь в декабре 1981 году. Лётно-технические и аэродинамические качества самолёта полностью оправдали ожидания создателей.
Тем не менее, было принято решение проводить дальнейшие испытания самолёта. Параллельно велись работы по строительству ещё двух опытных образцов. В 1984 году самолёт был запущен в серийное производство. К 1985 году было выпущено уже четыре серийных самолёта «Ту-160».
Таким образом, в новом стратегическом бомбардировщике «Ту-160» были воплощены как многолетний опыт, так и последние достижения советского самолетостроения. Конструкторами была проделана огромная работа. А серийное производство «Ту-160» стало подлинной технологической революцией в производстве отечественных тяжелых самолетов.

Читайте также  Лёгкий многоцелевой самолёт А-27М
Top.Mail.Ru