История истребителя перехватчика 4-го поколения самолёта Су-30

Вооружение Су-30
   |   Истребитель перехватчик Су-30   |   
Лётно — тех. хар-ки Су-30

Истребитель Су-30МКИ

В опытно-конструкторском бюро на базе Су-30 специально для ВВС Индии были спроектированы истребители типа Су-27. Переговоры по этому вопросу велись с индийской стороной, начиная с 1994 года, а проектирование началось в 1995 году.
Главный конструктор:
А.Ф. Барковский.

Исполнители контракта:
по разработке самолётов — АООТ (сейчас ОАО) «ОКБ Сухого»,
по изготовлению самолётов — Иркутское авиационное производственное объединение (ИАПО, сейчас — компания «Иркут»).
30 ноября 1996 года был заключён российско-индийский контракт на разработку и поставку Индии тридцати двух многофункциональных 2-местных истребителей Су-30МКИ и восьми 2-местных истребителей Су-30К.

Предполагалась поставка машин несколькими партиями, с постепенным увеличением потенциала БРЭО, силовой установки, а также вооружения. В соответствии с договором, испытания и поставки Су-30МКИ осуществлялись в три этапа. Первая партия из десяти самолётов была отправлена в 2002 году, вторая – двенадцать машин в 2003 году, третья – две эскадрильи — к 2004 году.
Создание экспортной модели истребителя Су-30МКИ выявило схему взаимовыгодного долгосрочного сотрудничества в сфере авиационных технологий.
Были пройдены этапы:
— поставка первой партии самолётов в первоначальной версии (Су-30К);
— совместные ОКР (операции кризисного реагирования) по изменённому варианту машины (Су-30МКИ);
— получение заказчиком лицензии на производство самолёта с тщательной заменой российских компонентов оборудования на иностранные. Так, в декабре 2000 года было достигнуто соглашение о продаже Индии лицензии на производство ста сорока самолётов Су-30МКИ финальной партии поставки;
— изменение внешнего вида изделий начальных партий производства до облика машин последних партий;
— открытие совместного сервисного центра технического обслуживания истребителей в послепродажный период;
— использование полученного «экспортного плацдарма» для заключение сделок на открывшемся региональном рынке. Например, в 2003 году был подписан контракт на поставку самолётов Су-30МКМ в Малайзию.

История создания
В период с 1995 по 1998 годы в ОКБ было построено два опытных самолёта. Первый — Су-30И-1, создававшийся на основе Су-30, был построен к весне 1997 года, а 1 июля этого же года на нём был совершён пробный полёт.
Серийное производство истребителя началось в 2000 году в Иркутске. Первый предсерийный самолёт был испытан В.Ю. Аверьяновым в ноябре 2000 года.

Особенности конструкции и оборудования Су-30МКИ:
— впервые в практике конструкторского бюро осуществлена обширная интеграция систем бортовых радиоэлектронных устройств (БРЭО) отечественного и импортного производства. На Су-30МКИ создан уникальный борт: в его состав вошли приборы и системы четырнадцати зарубежных фирм из шести стран.
— сверхманевренность обусловлена тем, что впервые в мире серийный самолёт оборудован двигателем с управляемым вектором тяги и системой дистанционного управления, Это сочетание объясняет уникальные качества истребителя;

— уникальной для серийного самолёта явилась установка радиолокационной системы (РЛС) с поворотной ФАР (фазированной антенной решёткой). Помимо этого, на Су-30МКИ установлено новое катапультное кресло К-36Д-3,5.
— Перечень авиационных средств поражения (АСП) расширен за счёт управляемых бомб КАБ-500 и КАБ-1500; управляемых ракет класса «воздух-земля» Х-29Л/Т/ТЕ, Х-31А/П, Х-59М и класса «воздух-воздух» РВВ-АЕ.

Истребитель Су-30МКК

С 1997 года в ОКБ велись работы по созданию на базе Су-30 2-местного ударного самолёта для ВВС Корейской Народной республики под обозначением Су-30МКК. Помимо КНР, самолёты Су-30МК были поставлены в Индонезию в 2003 году.

Главный конструктор:
А.И. Кнышев.
Исполнитель контракта:
серийный завод в Комсомольске-на-Амуре (КнААПО).

История создания
Этап рабочего проектирования был завершён к 1998 году, создание опытных самолётов осуществлялось в 1998-99

годах. Модернизированный вариант 2-местного истребителя создан с использованием большого конструктивного задела по Су-27М и Су-27СК.
Первый опытный самолёт создан весной 1999 года, первый облёт Су-30МКК-1 состоялся 20 мая 1999 года, испытывали машину лётчики И.Е. Соловьев (ОКБ) и А.В. Пуленко (КнААПО). Для проведения испытаний ОКБ были переданы четыре первых предсерийных самолёта, а первая партия серийных изделий составляла десять истребителей, которые поступили заказчику в декабре 2000 года.
Особенности конструкции и оборудования Су-30МКК:
Оборудование на истребителе — отечественного производства, модернизированное.
— Установлен новый вариант радиолокационной системы (РЛС), который поддерживает режим картографирования и указания целей;
— Спутниковая навигационная система;
— Оптиколокационная система (ОЛС), осуществляющая функцию подсветки цели лазером;
— Полифункциональные цветные ЖК-индикаторы в кабине пилотов.
Номенклатура АСП увеличена, включает в себя дополнительно:
управляемые ракеты класса «воздух-воздух» РВВ-АЕ; класса «воздух-земля» Х-31П, Х-29Л/Т/ТЕ, Х-59М; управляемые бомбы КАБ-500, КАБ-1500.

На базе истребителя Су-30МКК спроектирован и создан модернизированный вариант — Су-30МК2. Последний отличается от базового комплектацией систем оборудования и вооружения.

Прототип Су-30МКИ
Вестник авиации и космонавтики №3/99

Первый полёт модифицированной «спарки» датируется началом 1987 года.
Шестого июня этого же года был совершён первый на этой машине перелёт на самый северный в мире военный аэродром Грем-Белл (архипелаг Земля Франца-Иосифа, около Северного полюса). Экипаж лётчиков-испытателей состоял из И.В. Вотинцева и Н.Ф. Садовникова.

Спустя некоторое время, 23 июня 1987 года состоялся второй беспосадочный перелёт по маршруту Москва — Комсомольск-на-Амуре — Москва под управлением того же экипажа. Самолёт преодолел расстояние почти 13 с половиной тысяч километров, а сам полёт длился 15 часов 42 минуты, в воздухе были совершены четыре дозаправками.

Таким образом, была доказана способность усовершенствованного Су-27УБ выполнять боевые задачи в качестве «стратегического» истребителя-перехватчика и действовать в полярных широтах и в Сибири.

Уже в 1988 году началась работа над преобразованием двух серийных «спарок» Су-27УБ в «боевой» вариант.
В результате самолёты обзавелись техническими нововведениями:
— системой дозаправки в воздухе;
— системой навигации;
— модернизированной системой дистанционного управления (СДУ) и управления вооружением (СУВ).
В конце 1989 года, а именно 31 декабря, поднялся в воздух первый из двух т.н. предсерийных истребителей Су-24$7ПУ (Т10ПУ-5) с аэродрома Иркутского авиационного завода. Следом лётные испытания прошла и вторая подобная машина — Т10ПУ-6.
По итогам этих испытаний правительством было принято решение о начале на ИАПО серийного производства 2-местного истребителя.
Этому самолёту было присвоено новое имя — Су-30, чтобы было легче отличать новый самолёт от одноместного Су-27. По внешнему виду Су-30 отличается от Су-27УБ (учебно-боевой) тем, что по левому борту здесь есть убираемая штанга топливоприёмника, а справа — обтекатель оптической головки ОЛС. Также усилены конструкции шасси и центроплана. Кабины пилотов оснащены индивидуальными санустройствами.
Созданный истребитель-перехватчик Су-30 имеет возможность:
— совершать многочасовые патрульные полёты (до 10 часов) со способностью неоднократной дозаправки в воздухе;
— использоваться с целью управления действиями самолётов в группе, причём с сохранением умения самостоятельного ведения воздушного боя.

14 апреля 1992 года — знаковый день в истории российской авиации. Именно 14 апреля серийный истребитель-перехватчик Су-30 совершил свой первый полёт. Управляли машиной лётчики-испытатели В.Б. Максименков и Г.Е. Буланов.
Первые серийные Су-30 (а их всего пять машин), в наши дни находятся в Савостлейке, в 148-м центре боевого применения и переучивания лётного состава ВВС. Истребители широко используются в лётно-тактических учениях, например, на них отрабатываются приемы групповых действий совместно с истребителями-перехватчиками МиГ-31 и самолётами дальнего РЛ наблюдения и наведения А-50.
В условиях отсутствия достаточного финансирования ОКБ Сухого вместе с ИАПО решило приступить к созданию экспортного варианта истребителя — Су-$30К.
Хорошие технические характеристики и боевые возможности самолёта плюс, что немаловажно, эффективный маркетинг сделали Су-$30К постоянным участником международных авиасалонов, заинтересовывая всё новых покупателей.
В том числе, иностранных. На переговорах с индийской делегацией в июле 1994 года обсуждалась возможность покупки индийской стороной Су-30 и программа модернизации самолётов МиГ-21. Индийские специалисты посчитали, что наш самолёт стоит дешевле аналогичных западных, сохраняя все необходимые технические возможности.

30 ноября 1996 года между Россией и Индией был подписан контракт о закупке Индией сорока модернизированных самолётов Су-30МК. Первые восемь машин, отправленные в апреле-мае 1997 года, — перехватчики Су-30К.
Самолёты доставлялись в Индию в разобранном виде на Ан-124 «Руслан», там они собирались и проходили лётные испытания.
Лётчики и инженеры истребительной авиационной эскадрильи, находящейся на авиабазе Пуна, в январе-апреле 1997 года проходили учёбу в ОКБ Сухого. 11 июля 1997 года первые «Су» были переданы на эту авиабазу. На аэродроме ЛИИ им. М.М. Громова 15 июня 1998 года были впервые продемонстрированы два самолёта, построенные в ОКБ Сухого в Москве, а также соответствующие конфигурации Су-30МК (с ПГО и системой УВТ).

Сотрудничество оказалось взаимовыгодным, и уже в конце 1998 года было объявлено о подписании с Индией ещё одного контракта на приобретение в России дополнительно десяти многофункциональных 2-местных истребителей Су-30К, поставка которых планировалась на 1999 год. Даже велись переговоры о покупке Индией лицензии на серийное производство этого истребителя.
Создавать самолёты предполагается на авиапредприятии в г. Насик. Здесь уже ведётся производство истребителей-бомбардировщиков МиГ-27Л «Бахадур» по российской лицензии.
По подсчётам, Индии требуется около ста машин типа Су-30МК. Также Китай выразил заинтересованность в приобретении нескольких десятков истребителей Су-30 с увеличенными ударными возможностями. В будущем реальна организация в КНР серийного производства этого типа истребителей.

Читайте также  Самолёт истребитель ДИТ